![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Далеко не так широко известны более ранние попытки (а они были!) Русского государства не только, и даже не столько утвердиться на Балтике, сколько каким-либо способом пробить свое "окно в Европу", а то и настоящую "дверь" открыть. Иначе говоря, попытки сделать Россию европейской державой, обозначить ее присутствие в кипящем европейском котле дипломатии и политики.
Портрет Алексея Михайловича Романова
Широким слоям любителей отечественной истории по-прежнему вряд ли много скажет сообщение, что русские стояли на месте будущего Петербурга еще за 50 лет до Петра I, а русский царь в то же самое время торжественно въезжал в Вильно (будущий Вильнюс), и осаждал стены Риги. Но именно об этих событиях пойдет речь в данном очерке.
Стремление "войти в Европу" так, или иначе, присутствовало в русской внешней политике еще со времен Киевской Руси. Ярослав Мудрый (1019-54) пытался сделать это через династические браки. Его сыновья и ближайшие потомки в конце XI века посылали рати и дружины за Карпаты, русские вмешивались в польские и венгерские дела.