Имперский монастырь Корвей. Часть I
Jul. 21st, 2014 09:38 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Имперский монастырь Корвей.
Как известно, все дороги ведут в Рим, однако в IX-XII веках пути многих германских королей и императоров хотя бы раз пролегали через аббатство Корвей (Reichsabtei Corvey) — бенедиктинскую обитель на берегу реки Везер под вестфальским городом Хёкстер (Höxter). Этот имперский монастырь был основан по воле Карла Великого (Karl der Große, 747-814), однако уже после его смерти — на следующий год. Он должен был стать форпостом христианизации завоеванных им саксонских земель.
Имперский монастырь и королевский пфальц
На протяжении нескольких столетий Корвейский монастырь, по своему культурно-историческому значению сравнимый с древними обителями в городе Фульда (Fulda) и на острове Райхенау (Insel Reichenau), также служил королевским пфальцем, то есть был одной из резиденций, которыми монархи пользовались во время своих многочисленных поездок. В седле же они находились практически беспрерывно, а каждое новое правление обычно начиналось с объезда подвластных земель и принесения клятв верности местными князьями. Один лишь император Генрих II Святой (Heinrich II der Heilige, 973-1024) из Саксонской династии бывал в Корвее, по крайней мере, шесть раз, чему есть подтверждения в письменных источниках. Точно известно о более чем 20 посещениях этой обители королями и императорами, а также проводившихся здесь придворных советах.
Своим расцветом главный монастырь Саксонии и матерь всех саксонских обителей, как его называли сами бенедиктинцы, обязан представителям династии Каролингов — наследникам Карла Великого. В 816 году по их приглашению в эти места пришли французские монахи из королевского аббатства Святого Петра в Корби, основанного еще во времена Меровингов и ставшего крупным центром духовной жизни и учености, а также местом создания каролингского манускрипта — одного из типов средневекового письма с использованием латинских букв. Эти и другие знания они принесли в свою новую обитель «Nova Corbeia», заложенную на нынешнем месте под Хёкстером в 822 году.
Обитель на Везере
Первое место, выбранное по соседству за несколько лет до этого, оказалось не очень выгодным, поэтому вскоре монахи перебрались сюда, где находился брод через Везер, а также пересекались две дороги — от рейнских земель в восточные саксонские районы, а также из Франкфурта в Бремен.

Бывший монастырь Корвей после секуляризации стал резиденцией знатного рода, владеющего им до сих пор. Картина 1857 года.
Уже в 833 году наследник Карла Великого — король франков и император Запада Людовик I Благочестивый (Ludwig der Fromme, 778-840) подтвердил отделение этого монастыря от французского аббатства, а также щедро наделил его обширными земельными владениями и привилегиями, в частности, правами на проведение рынков и чеканку монет, заложив тем самым основы для процветания.
По его замыслу, обитель должна была стать местом сохранения памяти о династии Каролингов, что себя оправдало, если взглянуть на почти 1200-летнюю историю этого места с нашей сегодняшней перспективы. На территории Германии осталось лишь немного значительных архитектурных свидетельств далекой эпохи Карла Великого и его потомков. Главным из них является Ахенский собор (Aachener Dom) — первый немецкий объект, внесенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди крупных памятников этого периода в Германии, дошедших до наших дней, осталось упомянуть лишь въездные ворота с Королевским надвратным залом (Königshalle) имперского монастыря в Лорше.
В период наибольшего могущества у аббатства насчитывалось более трех десятков земельных владений. Некоторые находились в сотнях километров от него. Правда, отдельные такие дарения оспаривались или не были подтверждены, в частности, права на остров Рюген и его окрестности, полученные от императора Лотаря I (Lothar I, 795-855).
Об эпохе Каролингов в Корвее сейчас напоминает монументальный западный фасад монастырского храма — вестверк (Westwerk), характерный памятник этого времени — так называемого Каролингского возрождения, выразившегося в архитектуре обращением к примерам античного зодчества. В свою очередь, манускрипты с копиями текстов античных авторов, среди которых были труды Цицерона, Вергилия, Плиния Старшего и Тита Ливия, составляли здесь значительную часть тогдашней монастырской библиотеки.
Первоначально вестверк был возведен в 873-885 годах с тремя башнями, но в 1145-1159 годах среднюю убрали, одновременно увеличив высоту двух других. Строгостью и мощью впечатляет его внешний облик, а внутри — сохранившиеся в первоначальном виде сводчатый колонный зал и главное храмовое помещение, с трех сторон обрамленное аркадной галереей. Здесь же находятся лепные фигуры и фрески на мифологические мотивы, например, одна из них изображает Одиссея со Скиллой, другая — дельфина с человеком на спине, третья — сказочную птицу со стрелой и луком… Изображение Одиссея в христианском храме уникально. Историки предполагают, что с точки зрения монахов он олицетворял общие добродетели, присущие также отцам церкви.
Именно эта часть бывшего монастыря, вестверк, играет главную роль в 700-страничной заявке на внесение Корвея в список Всемирного наследия в 2014 году — к 1200-летию смерти объединителя Европы Карла Великого.
Вторым здешним памятником, о котором говорится в этом документе, являются находящиеся под землей остатки заброшенного поселения Civitas Corvey, возникшего вокруг обители после ее основания. Его существование было доказано учеными лишь несколько лет назад.
Этот город под монастырскими стенами был покинут в 1265 году в результате конфликта с жителями соседнего Хёкстера, считавшими, что его развитие в такой непосредственной близости ущемляет их городские права. На примере Корвея можно проследить зарождение и развитие крупного аббатства в период Раннего Средневековья, что делает этот памятник уникальным не только для немецкой, но и всеобщей истории.
В 836 году, то есть уже вскоре после создания, в новое имперское аббатство на Везере были перенесены реликвии Святого Вита — останки римского мученика, погибшего во времена императора Диоклетиана, хранившиеся в бенедиктинской обители Сен-Дени в Париже. Они были подарком от аббата этого французского монастыря Гильдуина, который в 830 году сидел в Корвеее под стражей, так как обвинялся в участии в заговоре против Людовика Благочестивого, эрцканцлером которого он также являлся, но был прощен.
Судя по всему, заточение у братьев в Корвее не было для него сильно обременительным, о чем свидетельствует это проявление благодарности. В 844 году здесь было закончено строительство монастырского храма и состоялось его освящение, а перенос реликвий привел к началу паломничества в эти места.
Поток верующих, желавших поклониться этому святому, не иссякал на протяжении столетий. Своего наивысшего расцвета аббатство достигло в X веке, однако не меньший интерес вызывают события, приведшие к его разрушению во время Тридцатилетней войны, восстановлению в барочном стиле, роспуску в начале XIX века. А также история после секуляризации: забота о сохранении этого наследия нынешними владельцами на протяжении последних двух столетий.
Особого внимания также заслуживает здешняя библиотека, вернее — библиотеки разных эпох. В основу захватывающего детективного романа могли бы лечь события, связанные с похищением хранившейся в Корвее единственной рукописной копии «Анналов» Тацита, которое было совершено, как предполагается, не без воли папы римского Льва X (1475-1521) из рода Медичи, в чьем флорентийском собрании она сейчас находится.
В более поздние времена последние годы своей жизни здесь в должности библиотекаря провел автор текста «Песни немцев» Гофман фон Фаллерслебен (Hoffmann von Fallersleben), третья строфа которой исполняется в качестве гимна объединенной Германии.