Роберт Дьявол: сын Феи.
Jun. 7th, 2014 01:00 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Практически каждая монархическая династия хранит в своих анналах легенду. Не был исключением и род Нормандских герцогов. Вот какое предание сохранили средневековые летописцы и менестрели об этой семье..
Феи с древности обращали большое внимание на влиятельные семьи Западной Европы. Они активно влияли на судьбу короля Артура и его рыцаря Ланцелота. Фея была родноначальницей рода Лузиньянов. Не обошли вниманием феи и дом Нормандских герцогов.
Ричард Добрый, четвёртый герцог Нормандский и правнук ярла Хрольфа, встретил в лесу знатную всадницу, которая сообщила ему, что заблудилась. Учтивый герцог пригласил незнакомку, которая, как оказалось, происходит из старинного рода властителей земель, лежащих по ту сторону моря, разделить кров и хлеб. За ужином, пораженный её красотой и умом герцог влюбился и сделал девушке предложение выйти замуж, которое было благосклонно принято. Сыграли пышную свадьбу. Ричард души не чаял в прекрасной жене.. Через несколько лет у Доброго герцога было уже пятеро сыновей.Но однажды духовник обратил внимание Ричарда на странное поведение его супруги: она никогда не приходит на исповеди, а мессу всегда покидает до освящения Святых Даров. Призадумавшись, герцог обнаружил, что действительно за его женой такое водится. Он подговорил своего приблеженного любым способом не дать герцогине выйти из церкви во время следующей службы. Во время мессы тот пристроился позади герцогини. Когда перед освящением Святых Даров герцогиня попыталась встать и покинуть церковь, рыцарь грубо наступил на край её платья. Герцогиня дергалась, пытаясь высвободиться, но тщетно. Священник уже поднял Святые Дары, призывая Святой Дух снизойти на молящихся и превратить хлеб и вино в Плоть и Кровь Христовы. Тут, на глазах Ричарда и приближённых произошло изумительное. Герцогиня превратилась в крылатую змею схватила двух младших детей и вылетела в открытое по случаю теплой погоды окно. С Ричардом остались только старшие сыновья: Ричард, Роберт и Гильом. Он их и вырастил. Во искуплении греха родительского Гильом постригся в монахи. Но, как это всегда бывает при союзе смертного с феями, беды являются, когда их не ждёшь, и во множестве.
Не успела еще душа Доброго герцога отойти в иной, как умер его старший сын, Ричард III, зять французского короля. Молва тут же возложила вину за его смерть на младшего брата, который отравил молодого герцога, дабы самому надеть корону. Так на престол взошел Роберт II, прозванный за свой безрассудный характер Дьяволом. Говорили, что еще до его рождения фея-мать препоручила душу сына нечистому. В Роберте боролись две стороны, добрая его отца, и нечистая матери. Он творил и много хорошего, например, восстановил Руанский собор, жаловал аббатствам права собственности на имения, восстановил в правах графа Фландрийского, изганного собственным сыном. За это его называли Великолепным. Но беды и несправедливости, творимые в минуты ярости, затмевали всё, поэтому он и остался в истории, как Дьявол… Наконец, ради покаяния он решил отправится в паломничество в Иерусалим. Видно Всевышний смилостивился над грешником и он умер на обратном пути в Никеях, имея всего 35 лет от роду… А, как говорят монахи, это признак милости Божьей.
С ним пресеклась вторая ветвь герцогов Нормандских, на троне снова сидел бастард (первым коронованным бастардом из герцогов Нормандских был Ричард Бесстрашный, отец Ричарда Доброго). Единственным ребёнком Роберта был, прижитый от наложницы Арлетты (герцог так и не женился), семилетний сын, Гильом Бастард, которого весь мир запомнит, как Вильгельма Завоевателя.
Такова легенда…
На самом деле, Роберт был сыном Юдит Бургундской, дочери Конана Кривого, герцога Бретани. Кроме трех сыновей Юдит родила еще две дочери: Элеанору, будущую жену графа Балдуина Фландрийского, и Адель, жену графа Рено Бургундского.
Мать Роберт потерял весьма рано, в 17 летнем возрасте. Отец пытался жениться вторично на Эстрид, дочери датского короля Свена Вилобородого, но неудачно. С нею Добрый герцог не прожил и года. Зато у Ричарда была любовница, Поппа из Энвермеу. От неё у Ричарда Доброго было еше два сына: Може, будущий Руанский архиепископ, и Гильом, граф Аркуа.
Так что, в плане истории семьи Нормандских герцогов, легенда очень далека от правды. Но бешенный нрав герцога Роберта и, в еще более значительной степени, странные смерти сравнительно молодых сыновей Ричарда Доброго поставившие под удар существование государства, заставили фантазию монахов-книжников и менестрелей искать объяснение в сверхестественном. Нормандцы, будучи потомками суровых, но суеверных, викингов Норвегии, оказавшись на севере современной Франции, довольно быстро усвоили и бретонский мистицизм, и французский романтизм, и германскую меалонхоличность. Они уже успели познакомиться и с кельтскими преданиями о феях, и с нравоучительными монашескими притчами, и с романтичными балладами менестрелей. Из смешения столь разнородных культур и появилась эта легенда о рождении Роберта Дьявола и его фее-матери…